Рано или поздно перед теми, кто занимается фотографией, встает вопрос о замене стандартного (китового) объектива на что-то более качественное. Правильно подобранная модель позволит раскрыть потенциал фотоаппарата и сделать снимки более красивыми. При выборе объектива нужно обратить внимание на три основные характеристики, отвечающие за качество съемки — светосила, фокусное расстояние и стабилизатор.

Диапазон фокусных расстояний объектива

Изображение образуется путем преломления его через линзу в одну точку, которая называется фокусом. Фокусное расстояние — это то, как далеко или близко линза находится к этой точке. Диапазон фокусного расстояния отображает, на сколько миллиметров она может приблизиться или отдалиться. Физически это выражается так: чем дальше линза от фокуса, тем крупнее изображение в кадре, и наоборот. Исходя из этого, объективы делятся на два типа:

  • суперзумы (широкий диапазон фокусных расстояний);
  • фиксы (фиксированный диапазон).

Самыми универсальными считаются объективы с широким диапазоном — от 20 до 200 мм. Логично подумать, что ими хорошо снимать как объекты вблизи, так и пейзажи, но это не всегда соответствует реальности. Чтобы обеспечить возможность настраивать большое и маленькое фокусное расстояние на одном объективе, производителям часто приходится жертвовать либо эргономикой, либо качеством картинки.

Хорошего изображения можно достичь на громоздких и тяжелых объективах, которые могут весить больше килограмма, а стоить примерно в 6 раз дороже менее качественного универсала. Другая крайность — это недорогие и эргономичные модели, у которых с приближением линзы к одной из границ диапазона теряется качество картинки. Таким образом, при покупке объектива для повседневной съемки лучше пользоваться следующими рекомендациями:

  • для полнокадровых зеркалок — модели 28-135 мм;
  • для кропнутых камер — 17-85 мм.

Светосила в объективах

Светосила — это способность объектива пропускать определенное количество света. Ее диапазон, в зависимости от модели, определяется от f/1.2 до f/22. В характеристиках объектива указываются граничные значения светосилы конкретной оптики — например, f/3.5- f/5.6. Пропускная способность при съемке меняется с помощью диафрагмы — чем больше ее открытие, тем более светлыми получатся кадры. Это особенно важно при фотографировании в условиях низкой освещенности.

Но даже если нижнее граничное значение светосилы небольшое, это не значит, что снимки получатся темными. Чтобы сделать кадры светлее, можно вручную увеличить ISO (световую чувствительность) или поставить длинную выдержку. Светосила имеет большое значение для тех, кто хочет заниматься портретной фотографией — светосильные объективы хорошо размывают задний план. Для новичка отличным вариантом будет модель с нижним значением f/2.8.

Стабилизация изображения в объективах для зеркалки

Стабилизация необходима тогда, когда есть риск смазывания картинки. В любительской съемке это, как правило, касается фотографирования в вечернее время без штатива. Модели из высокого ценового сегмента могут оснащаться двумя режимами работы:

  • стандартный — изображение стабилизируется по вертикали и по горизонтали;
  • панорамный — стабилизируются колебания по вертикали.

Если в объективе есть стабилизирующая функция, рекомендуется отключать ее при съемке на закрепленном штативе, иначе картинка размажется из-за произвольного перемещения стабилизатора. Некоторые варианты оптики оборудованы автоматическим выключением этой опции при распознавании штатива.

Конструкционные особенности объективов

Как правило, большинство моделей съемной оптики имеют телескопическую конструкцию — корпус неподвижный, а при зумировании выдвигаются 1 или 2 элемента. Считается, что объективы с тремя секциями более уязвимы для повреждений, чем с двумя, но на практике это не оказывает серьезного влияния на долговечность оптической техники. Некоторые модели оснащены внутренним зумированием, которое защищает оптику от попадания пыли и влаги, но их габариты гораздо больше.

Вопрос объективов от сторонних производителей

Многие фотографы знают, что при покупке зеркального фотоаппарата определенной фирмы они покупают сотрудничество с ней в будущем, так как объективы и аксессуары одной компании не подойдут к камере другой. Но на рынке представлено множество моделей оптики от производителей, которые не делают фотоаппараты. Такая техника может быть полностью совместима с камерами от известных брендов — Sony, Nikon, Canon.

Главное преимущество покупки объектива от стороннего производителя — это существенная разница в цене. Схожие по показателям модели могут стоить на 20 и больше процентов дешевле. По качеству фирменная продукция будет выдавать картинку лучше, чем аналогичная модель от стороннего производителя, но при ограниченном бюджете такая покупка оправдывает себя.

Если нет возможности купить дорогой фирменный объектив с хорошими характеристиками вместо китового, то можно взять полностью совместимую модель от другой компании. Она хоть и не выдаст такого же качественного изображения как брендовый аналог, но все равно будет лучше стандартной оптики. Главное перед покупкой — изучить отзывы о конкретной модели, чтобы подобрать хороший вариант для ваших потребностей в съемке.

Перед покупкой внимательно изучите несколько главных характеристик — светосилу, фокусное расстояние и наличие стабилизации изображения. Так вы сможете выбрать оптику, которая идеально подойдет для воплощения ваших творческих идей.